В конце сентября президент России Владимир Путин предложил внести изменения в ядерную доктрину России. Госсекретарь США Энтони Блинкен счел предложенные изменения ядерной доктрины страны "безответственными" и "несвоевременными", так как следует "поговорить о необходимости большего разоружения и нераспространения" ядерного оружия. Однако, если разобраться, то ничего особенно нового в стратегии сторон не появилось, в США просто не готовы к публичному поднятию ставок.
В обновленной редакции ядерной доктрины предлагается рассматривать агрессию против России со стороны любого неядерного государства, но с участием или при поддержке ядерного государства, как их совместное нападение на Россию. Кроме того, Россия оставляет за собой право применить ядерное оружие в случае агрессии против нее или Белоруссии, как участника Союзного государства.
Также, в обновленной редакции доктрины подразумевается, что Россия может перейти к применению ядерного оружия сразу при получении достоверной информации о "массированном старте средств воздушно-космического нападения" и пересечении ими границы страны. В этом пункте к баллистическим ракетам были добавлены угрозы от самолетов стратегической и тактической авиации, крылатых ракет, беспилотников, гиперзвуковых и других летательных аппаратов.
Здесь стоит напомнить, что в Меморандуме от 05.12.1994 года о гарантиях безопасности, в связи с присоединением Украины к "Договору о нераспространении ядерного оружия", говорится, что Россия, Великобритания и США подтверждают в отношении Украины свое обязательство не применять ядерное оружие против любого государства – участника "Договора о нераспространении ядерного оружия", не обладающего ядерным оружием, кроме как в случае нападения на них, на их территории, на их вооруженные силы или их союзников таким государством или действующим вместе с государством, обладающим ядерным оружием.
11 апреля 1995 года Советом Безопасности ООН была принята резолюция №984, в которой страны, обладающие ядерным оружием, предоставили государствам не обладающим ядерным оружием, участникам "Договора о нераспространении ядерного оружия", гарантии безопасности против применения ядерного оружия.
В тексте резолюции было указано, что она принимается СБ ООН с учетом заявлений, сделанных каждым из государств, обладающим ядерным оружием. В частности, в заявлении США говорилось о том, что они не применят ядерное оружие против не обладающих ядерным оружием государств – участников "Договора о нераспространении ядерного оружия". Однако, кроме случаев вторжения или любого другого нападения на США, их территории, их вооруженные силы, их союзников или на государство, по отношению к которому США имеют обязательство по обеспечению безопасности, когда оно осуществляется или поддерживается государством не обладающим ядерным оружием или осуществляется в союзе с государством, обладающим ядерным оружием.
Тогда аналогичные заявления были сделаны Великобританией и Францией, только Китай подтвердил свое заявление, впервые сделанное в 1964 году, о том, что не применит первым ядерное оружие "никогда и ни при каких обстоятельствах".
Поэтому резолюция №984 не содержит прямого запрета нападения ядерных государств на неядерные, а лишь предоставляет гарантии – набор мер, который СБ ООН может предпринять для оказания помощи жертве ядерного удара.
В 2001 году, в "Обзоре ядерных сил" Пентагона, было внесено значительное изменение в понятие "Цели новой ядерной триады в оборонной политике". Там было указано, что ядерные силы США будут продолжать предоставлять гарантии партнерам по обеспечению безопасности, особенно "при наличии известных или предполагаемых ядерных угроз, биологических или химических атак или в случае неожиданных военных событий".
Это изменение было внесено на фоне опасений о наличии химического оружия массового поражения в Ираке. Однако, по сути, США внесли в свои планы нанесение упреждающего ядерного удара по неядерному государству, практически по поводу любого конфликта, так как под "неожиданными военными событиями" можно трактовать большой перечень ситуаций.
Однако в публичных заявлениях Госдеп продолжал озвучивать позицию о том, что США не будут использовать ядерное оружие против стран, не обладающих ядерным оружием и являющихся участниками "Договора о нераспространения ядерных вооружений", за исключением случаев вторжения или любого другого нападения на США и их союзников.
В действительности, такой публичной позиции США придерживались еще со времен "холодной войны", так как опасались, что одна из неядерных стран "Организации Варшавского договора" может напасть на страну НАТО в Европе, при поддержке ядерного оружия СССР. В 1972 году СССР предлагал США подписать "Соглашение о предотвращении ядерной войны" и взять на себя обязательство не применять ядерное оружие первыми. Однако, из-за давления остальных стран блока НАТО, США в 1973 году согласились лишь на формулировку о том, что стороны "будут действовать так, чтобы исключить возникновение ядерной войны между ними и между каждой из сторон и другими странами". Это соглашение действует до сих пор.
Таким образом, ничего неординарного для США, в заявлении российского президента об обновлении ядерной доктрины, прозвучать было не должно. Американская ядерная доктрина выстроена куда радикальней, но США явно нервничают в вопросе ядерного вооружения и этому есть причина.
При президенте Дональде Трампе была ускорена большая программа модернизация ядерной триады США, однако она столкнулась с большим количеством проблем. Согласно бюллетеню ученых-атомщиков, 70%-80% американских ядерных боеголовок были произведены от 30 до 40 лет тому назад, ядерный арсенал нуждается в обновлении. В начале прошлого года заместитель министра энергетики США, отвечающая за ядерную безопасность, Джилл Хруби призналась, что планы по производству новых ядерных боеприпасов к 2030 году недостижимы.
К концу 2023 года появилась информация, что будут проводится подземные испытания для определения надежности ядерных боеголовок 1992 года выпуска. В 2027 году проект стоимостью $1,8 миллиарда должен выйти за рамки теоретического компьютерного моделирования и детально изучить условия, возникающие на заключительных этапах имплозии ядерного заряда, но без ядерного взрыва.
Наземной частью ядерной триады США являются ракеты "Minuteman III". Пентагон производит тренировочные запуски этих ракет, но так как они были приняты на вооружение 54 года назад, за последний год 66% запусков были удачными.
Разработка новой межконтинентальной баллистической ракеты "Sentinel", которая должна придти на замену ракетам "Minuteman III", столкнулась с задержками и непредвиденными трудностями. С 2020 года стоимость программы разработки выросла на 81%, до $141 млрд. По оценке Пентагона, ракеты "Sentinel" будут приняты на вооружение не ранее 2031 года.
В связи с этим, на недавнем симпозиуме Стратегического командования США, конгрессмен Джон Гарамонди предложил отказаться от разработки новой ракеты и призвал вернуть ядерные бомбардировщики в состояние боевой готовности, сейчас они к экстренному взлету не готовы. Пентагон действительно планирует продлить жизнь бомбардировщикам B-52H Stratofortresses до 2050 года, таким образом, они будут находиться на вооружении США, в общей сложности, 105 лет. Новый бомбардировщик "B-21 Raider" еще разрабатывается, в прошлом году он прошел базовые летные испытания.
Поэтому американская ассоциация по контролю над вооружениями с 2023 года настаивает на переговорах с Россией по новому договору СНВ-4, так как старый оканчивает свое действие в 2026 году. Программа контроля над вооружениями – это не просто инструмент для США по контролю напряженности между странами, а целый дипломатический концепт, разрабатываемый более 50 лет.
Недавно официальные лица США вновь заговорили о переговорах по этому поводу, но представитель российского МИД Мария Захарова 2 октября заявила, что до момента пересмотра Вашингтоном крайне враждебного антироссийского курса разговор с США по стратегическим вопросам, включая контроль над ядерными вооружениями, лишен для России смысла.
Еще один фактор роста напряженности в ядерном вопросе для США – это Китай. Как стало известно газете New York Times, президент США Джо Байден в марте одобрил засекреченную ядерную стратегию США, которая впервые говорит о плане по сдерживанию Китая на фоне роста его ядерных арсеналов. В этом году Китай отказался вести с США прямые переговоры о контроле над ядерным вооружением.
Заместитель госсекретаря США Курт Кэмпбелл выступил во время слушаний в Комитете Палаты представителей по иностранным делам 18 сентября, где заявил, что “холодная война бледнеет по сравнению с многогранными вызовами, которые представляет Китай“. Председатель комитета Майкл Маккол подтвердил, что противодействие Китаю будет главным приоритетом для США.
Однако в текущей ситуации, именно США эскалируют напряженность своим заявлением о возможности предоставления Украине разрешения на использование западных ракет дальнего радиуса действия по территории России. Пресс-секретарь Дмитрий Песков предельно откровенно заявил, что озвученные предложения об изменении российской ядерной доктрины можно считать определенным сигналом западным странам о последствиях в случае их участия в нападении на Россию различными средствами, причем необязательно ядерными.
Дело в том, что всем уже становится очевидно, что Украина проигрывает, фронт ВСУ обсыпается целыми участками. Об этом уже написал редакторский коллектив журнала The Economist, но предложил вооружить Украину "до зубов", чтобы выйти на переговоры с Россией с "сильной позиции". Стоит отметить, что почти этот сценарий Запад пытался реализовать в 2023 году и провалился.
Уже после заявлений президента России об изменениях в ядерной доктрине, газета Financial Times также написала, что Украина войну проигрывает, и сослалась на информацию из Белого дома, что там уже рассуждают как "перевести эту войну в более спокойное состояние". 2 октября первый заместитель госсекретаря США Курт Кэмпбелл заявил, что конфликт на Украине "потребуется решать за столом переговоров". США рассчитывают, что уже в не столь отдаленном будущем будут осуществлять "дипломатическое взаимодействие такого рода", – сказал он.
В конфликте с Россией на Украине, США исходили из принципа "управляемой эскалации". Они не хотели прямого вовлечения в конфликт, но желали нанести максимальное поражение России руками украинцев. Исходя из принципа "управляемой эскалации", происходило постепенное поднятие ставок в виде предоставления Украине сначала тяжелого вооружения, затем танков, ракет и самолетов.
После того, как Россия озвучила изменения в ядерной доктрине для "управляемой эскалации" не осталось места, так как российский президент описал, что в случае нанесения Украиной ударов вглубь территории России ракетами дальнего радиуса действия с разрешения США – это будет рассматриваться, как совместное нападение Украины и США.
Получается, что США не готовы публично поднимать ставки в конфликте с Россией, в противном случае глава Госдепа Энтони Блинкен не говорил бы о необходимости ядерного разоружения, а его заместитель о дипломатическом урегулировании конфликта на Украине. Однако эскалации конфликта по инициативе других игроков на Западе, совсем исключать нельзя, так как не все готовы признать свое поражение на Украине.