Форум финно-угорских народов в эстонском Тарту закончился провокацией против России. Эстонский переводчик переврал обращение к участникам форума министра культуры РФ, приписав ей слова о праве на самоопределение финно-угорских народов России. Это произошло на том самом мероприятии, на которое был приглашен президент России Владимир Путин. Два года возможный визит российского президента в Эстонию был одной из главных интриг прибалтийской политики, однако в итоге Путин верно решил, что ничего, кроме мелких пакостей в адрес России, от Прибалтики ждать не стоит.
От России на форуме финно-угорских народов вместо ранее приглашенного Путина выступила министр культуры РФ Ольга Любимова. Она обратилась с приветственным обращением к участникам форума по видеосвязи.
На сайте мероприятия видеообращение Любимовой размещено не было, и российский МИД считает это закономерным.
Потому что, если бы приветственное слово опубликовали, то каждый желающий мог бы убедиться, что эстонский переводчик злостно переврал слова российского представителя.
«Игнорирование российского послания на языке оригинала позволило организаторам форума проявить "изобретательность" при его переводе на эстонский язык. Произошла недобросовестная подмена тезиса о поддержке Россией национально-культурной самобытности финно-угорских народов термином "самоопределение". Понятно, что это в корне меняет суть посыла российского министра, придавая ему неприкрытую провокационную направленность», – заявила официальный представитель российского МИД Мария Захарова.
Речь идет о нешуточном межгосударственном скандале.
Эстония фактически вложила сепаратистскую риторику в уста министра культуры России.
У любого восточноевропейского национализма есть своя идея-фикс. В случае эстонского национализма идея-фикс состоит в «освобождении финно-угров России».
Согласно эстонскому сокровенному знанию, не выносящемуся за пределы сообщества носителей эстонского языка, финно-угорские народы России порабощены и ущемлены русскими. Восточные славяне когда-то захватили территории, на которых жили финно-угорские племена, и ассимилировали коренное местное население. Москва – это, между прочим, финно-угорское слово.
Подобные теоретические построения сто лет назад привели эстонскую национальную интеллигенцию к доктрине «Великой Эстонии от Таллина до Коми».
Эта доктрина была калькой с идеи «Великой Финляндии»: аналогичного проекта создания федерации финно-угорских народов на северо-востоке Европы.
Ни эстонской, ни финской бодливым коровам Бог, как известно из истории, рогов не дал, поэтому воспаленные фантазии их радикальных националистов деформировались в финно-угорскую версию польского прометеизма: борьбы за «свободу порабощенных народов русской империи».
Мордва и карелы, марийцы и манси, удмурты и коми – все они имеют право на самоопределение и их национально-территориальные образования в составе РФ могут стать независимыми государствами и «устремиться в Европу». Это базовые тезисы осовремененной версии панфинно-угризма: идеологии, которая в последний раз была «на коне» в начале 1990-х годов, когда вслед за развалом СССР решался вопрос о существовании России и сепаратистские настроения росли на пространстве от Калининграда до южных Курил.
Сегодня только городские сумасшедшие в Саранске или Йошкар-Оле могут всерьез рассуждать о выходе Мордовии и Республики Марий-Эл из состава России и вступлении при помощи Эстонии в НАТО и Евросоюз. На них и делается расчет. В условиях, когда территориальное единство путинской России не оставляет сомнений, единственная доступная опция – попытаться отыскать и соорганизовать психов, чтобы они своей дурной активностью в меру возможностей размывали гражданский мир и создавали межнациональную и региональную напряженность в РФ.
Разумеется, российские спецслужбы выжигают каленым железом действия иностранных государств, преследующие подобные цели. Однако профессиональные борцы с Россией делают все, что могут.
Вот и тартусский форум был использован для вбрасывания тезиса о «самоопределении» финно-угорских народов, причем эстонские организаторы мероприятия приписали это слово министру правительства РФ.
Остается добавить, что это тот самый Форум финно-угорских народов, на который президент Эстонии Керсти Кальюлайд два года назад приглашала президента России Владимира Путина. Еще в начале этого года Кальюлайд подтверждала, что приглашение в силе, и в Кремле отвечали, что они тоже о нем не забыли.
Окончательная ясность наступила только в конце апреля, когда Ассоциация финно-угорских народов России отказалась ехать на Всемирный конгресс финно-угров в Тарту, и вопрос о визите Владимира Путина в Эстонию отпал сам собой. Финно-угорское движение не в первый раз используется Эстонией как инструмент совершения мелких пакостей в адрес России, поэтому в Москве решили, что ничего, кроме очередной антироссийской провокации от эстонских властей ждать не стоит.
Как показало будущее, правильно решили.
Если бы Путин поехал в Эстонию, с принимающей стороны сталось бы переврать и его выступление, вложив в уста российскому лидеру слова о выходе из состава России Мордовии или Карелии.
Международный скандал разразился бы на весь мир, и руководство Эстонии записало бы этот скандал в свой актив. Страны Прибалтики – они как дешевые эстрадные певички: считают, что скандал – это высшая форма пиара. А им надо постоянно продвигать себя как непоколебимых борцов с Россией.
Ниша Литвы, Латвии и Эстонии на Западе определена давно и твердо, и эта ниша – антироссийская. Безусловно, во всех трех Прибалтийских республиках есть большие социальные группы, политические и деловые круги, заинтересованные в конструктивных отношениях с Россией. К ним могут даже иногда прислушиваться прибалтийские власти, когда у них появляется тактический интерес сделать шаг навстречу Москве. Вернуть в порты транзит, выйти из кризиса за счет российских инвестиций в «недвижку», получить место непостоянного члена Совбеза ООН.
Однако стратегический интерес всегда неизменен.
Политическая капитализация Прибалтики на Западе происходит за счет оказания услуг по «сдерживанию» России и выполнения функции «буферной зоны», отделяющей ее от остальной Европы.
При такой политической функции Прибалтики, Москве нет никакого резона выстраивать отношения с этими тремя странами. Все равно дело кончится скандалом, обвинениями и провокациями.
Что и подтвердил форум финно-угорских народов в Эстонии, на который совершенно верно решил не ехать Владимир Путин.
Александр Носович